«Трактор, хлопцы, это — танк, а танк, ребята, это -...»

Содержание:

     

    Категория: 
    Город: 
    Санкт-Петербург
    Адрес: 
    станция метро «Автово»
    Цитата из «культового» фильма 1939 года «Трактористы»: два мемориала по разные стороны виадука.

    «Танк — победитель»

    8 мая 1945 года Ленинград торжественно встречал воинов-победителей. На дорогах у границ города-героя были сооружены временные Триумфальные арки; одна из них — на проспекте Стачек близ грузовой железнодорожной линии, ведущей в Морской порт. Осенью 1941 года здесь держали несокрушимую оборону истребительно-противотанковые батальоны 42-й армии генерала Ивана Ивановича Федюнинского. О жарких боях напоминает долговременная огневая точка — один из 79 сохранившихся на южных и юго-западных окраинах Ленинграда ДОТов.

    В 1951 году по инициативе знаменитого танкостроителя Жозефа Яковлевича Котина и генерального архитектора Ленинграда Валентина Александровича Каменского здесь был навечно установлен на облицованном белым мрамором пьедестале танк «КВ-85», так называемый «Объект 239», один из немногих сохранившихся экземпляров модифицированного танка «КВ-1с» (скороходящий). Так, вместе с ДОТом, был создан один из первых в городе мемориалов в память о войне.

    Строительство легендарных тяжёлых танков «КВ» («Клим Ворошилов») началось на Ленинградском Кировском заводе в августе 1939 года в рамках программы развития военной техники, разработанной под руководством тогдашнего начальника Автобронетанкового управления Рабоче-крестьянской Красной Армии комкора Дмитрия Григорьевича Павлова (в 1941 году на командующего Западным особым военным округом генерала армии Д.Г.Павлова будет возложена ответственность за катастрофу первого периода войны; 22 июля Герой Советского Союза будет расстрелян в Москве). Всего до лета 1942 года будет выпущено более 3,5 тысяч машин. С октября 1941 года танки строились в «Танкограде» — на переименованном в Челябинский Кировский Челябинском тракторном заводе, куда из Лениграда были эвакуированы основные производственные мощности Кировского. Но внутри блокадного города в цехах завода продолжался ремонт доставленных с передовой разбитых танков и сборка новых. Выходя из ворот завода, танки обкатывались по Краснопутиловской улице до Средней Рогатки (нынешней площади Победы), откуда уже было рукой подать до фронта…

    Экипаж танка «КВ» состоял из 5 человек. Гитлеровцы прозвали его «призраком»: его броня была практически неуязвима для снарядов немецкой противотанковой артиллерии. Танки «КВ» участвовали ещё в советско-финской войне 1939 — 1940 годов. Именно на «КВ-1» 20 августа 1941 года в Новом Учхозе близ Красногвардейска (Гатчины) экипаж старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова совершил не имеющий аналогов в истории войн подвиг, в одиночестве уничтожив 22 (!) вражеских танка.

    Трактор в Автово

    3 ноября 2018 года на пятачке, ограниченном улицами Червонного Казачества, Портовой, Кронштадтской и Автовской, был открыт мемориал в сквере, получившем имя погибшего при неясных обстоятельствах в августе 2005 года в Сочи возглавлявшего Кировский завод на протяжении 18 лет Петра Георгиевича Семененко.

    В центре сквера была установлена изготовленная в натуральную величину копия первенца отечественного тракторостроения — «Фордзона-Путиловца». Выпуск «железных коней, сменивших крестьянскую лошадку», был налажен на ленинградском заводе «Красный путиловец» (с 1934 года — Кировский) на базе американской модели «Форд» («Fordson-F»). Первые два трактора вышли из ворот завода 1 мая 1924 года, а до 1932 года путиловцы собрали свыше 45 тысяч машин!

    Низкий постамент памятника опоясан бронзовой лентой, на которой изображены и другие строившиеся на Кировском машины: автомобиль, танк, трамвайный вагон; знаменитый трактор-гигант «К-700» («Кировец»), более 400 тысяч экземпляров которого сошло с конвейера завода в период с 1962 по 2002 годы.

    В сквере Петра Семененко обращает на себя внимание и памятник «Рельсы Путиловского завода»: в 1868 году крупный учёный, промышленник и меценат Николай Иванович Путилов, желая внести свой вклад в, как говорят теперь, «импортозамещение», наладил на дышавшем на ладан чугуно-литейном заводе выпуск отечественных рельсов…

    Как добраться

    троллейбус 20; автобусы №№ 18. 20, 73, 83, 108, 145, 200, 201, 210, 229; остановка — станция метро «Автово».